США хотят ввести новые санкции против России. Рубль опять упадет, да?
1. Что случилось?
Обновление. После публикации этих карточек стало известно о двух новых пакетах санкций. Они могут дополнительно влиять на российский рынок.
И еще обновление. 14 августа проект документа официально опубликовали.
Американские сенаторы Линдси Грэм, Роберт Менендес, Кори Гарднер и Бен Кардин подготовили законопроект об ужесточении санкций против России. Полный текст этого документа официально пока не доступен, но газета «Коммерсантъ» сумела его получить и описала главные положения.
2. В чем суть новых санкций?
Экономическая часть законопроекта содержит две основных части.
Во-первых, американские сенаторы предлагают ограничить семь российских банков, связанных с государством — им хотят запретить долларовые расчеты через корреспондентские счета в банках США.
Во-вторых, авторы хотят ударить по российской экономике в целом, запретив инвесторам покупать российские долги.
3. Покупать российские долги? Можно попроще?
Почти все страны в мире выпускают долговые ценные бумаги. Покупая их, инвестор дает в долг государству и через какое-то время возвращает свои деньги с процентом. В России распространенный тип такого рода ценных бумаг называется ОФЗ, облигации федерального займа. Их могут покупать как россияне, так и иностранцы. Они пользуются спросом за рубежом — в марте из всего объема ОФЗ у иностранцев было около трети, к июню — 28%. Американские сенаторы предлагают запретить покупку новых выпусков этих самых ОФЗ.
4. Эти санкции точно примут?
Нет, но это весьма вероятно. Другое дело, что редакция, предложенная сенаторами, не окончательная — вполне возможно, что документ еще ждут изменения, и в итоге санкции окажутся не совсем такими, как предложили Грэм и его соавторы. Новые санкции точно не примут раньше сентября, когда сенат США выйдет из отпуска.
5. Это уже как-то отразилось на акциях банков? А на курсе рубля?
Да, отразилось. Акции Сбербанка после публикации «Коммерсанта» упали на 4%, ВТБ — на 2%. Курсы доллара и евро подскочили в России более чем на рубль и достигли очередных пиков (доллар — максимума за два года, евро — максимума с весны 2018-го).
Кроме того, Минфин России столкнулся с трудностями при продаже ОФЗ. 8 августа министерство хотело получить от инвесторов 35 миллиардов рублей, потом объем размещения был снижен до 25 миллиардов, а в итоге продать удалось только ценные бумаги на 13 миллиардов.
6. Звучит очень страшно, а ведь санкции еще даже не ввели! Будет только хуже?
Не факт. Дело в том, что новые санкции обсуждаются уже не одну неделю, и инвесторы рассматривали два основных сценария — «жесткий» и «мягкий». Предложенный сенаторами вариант ближе к «мягкому» («жесткий» предусматривал не только запрет на покупку новых ОФЗ, но и обязательную продажу старых выпусков), поэтому санкции не так сильно повлияют на экономику, как могли бы.
Аналитики Citigroup еще до публикации «Коммерсанта» предполагали, что при реализации «мягкого» сценария рубль упадет по отношению к доллару приблизительно на 5%. Учитывая сегодняшнее падение курса рубля, можно сказать, что основная часть уже позади. При этом другие рыночные факторы играют в пользу рубля: у России хороший торговый баланс, цены на нефть по-прежнему высоки.
7. С курсом понятно. А еще санкции на мне как-то отразятся?
Только косвенно. Если идею сенаторов об ужесточении санкций против российских госбанков примут, то у них возрастут издержки. Чтобы их восполнить, Сбербанк, ВТБ и другие госбанки переложат часть убытков на клиентов: услуги могут стать дороже, а ставки по кредитам — выше.
Александр Поливанов